29.03.2024
Пт
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

К итогам потребительского Рейтинга субъектов – 2018
Алексей Корягин – главный редактор АИП ОСОКА, председатель Объединения потребителей России

К итогам потребительского Рейтинга субъектов – 2018

12 марта 2019 года в Совете Федерации был официально представлен Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню защищенности потребителей, подготовленного Объединением потребителей России.

Рейтинг – 2018 – уже пятый за прошедшие десять лет, так как Рейтинги составляются ОПР стабильно каждые два года.

Кто вошел в группу лидеров Рейтинга – 2018?

  • 5 место – Белгородская область,
  • 3-4 место – Ростовская области и Санкт-Петербург,
  • 2 место – Республика Башкортостан,
  • 1 место – Республика Татарстан.

Работа это важная в целом для реализации политики в области защиты прав потребителей. Резонанс Рейтинга – 2018 будет заметен еще долгое время. У рейтинга двуединая задача: обратить внимание органов власти на вопросы защиты прав потребителей и содействовать общественным объединениям в их деятельности, и - в итоге - повысить защищенность и безопасность потребительских интересов граждан.

В этой связи полезно будет в виде комментария ответить на несколько вопросов, касающихся рейтинга и, ответы на которые помогут, в первую очередь, общественным защитникам прав потребителей, работать с его данными.

В каких целях мы готовим рейтинг?

Их несколько, но ключевая: расширить возможности граждан в реализации их права на потребительское просвещение. В Законе «О защите прав потребителей» сказано, что такое право обеспечивается «также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по их защите».

Просвещение и информирование – одни из главных составляющих государственной политики в области защиты прав потребителей. А основная нагрузка здесь ложится на региональный уровень Национальной системы защиты прав потребителей.

Повысить же эффективность просвещения – по нашему мнению -можно через составление Рейтинга - как через общественную оценку деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей, раскрыв – в какой мере они реализуют здесь свои полномочия, подсказывая - каким образом можно усилить правовую просвещенность потребителей.

Поэтому главные критерии Рейтинга имеют информационные характеристики.

Именно публикацией рейтинга - мы хотим обратить внимание на необходимость реального взаимодействия с общественными объединениями потребителей.

Работа над Рейтингом также дает и нам понимание, - как развивать Национальную систему защиты прав потребителей.

У нас в этой связи есть целый ряд предложений. Скажу только об одном программном пункте: мы считаем, что в такую систему давно пора вводить институт Уполномоченного по правам потребителей.

Как составляется Рейтинг?

Конечно, почти за десять лет работы над рейтингами, его методика менялась; база исследования – расширялась.

Сегодня для составления Рейтинга проводится исследование по 9 критериям, включающим 49 параметров, в итоге - каждый субъект исследовался по 125 оценочным позициям. (Согласитесь, - серьезная работа).

Источниками информации являются сведения, полученные нами по итогам опроса (анкетирования) органов государственной власти субъектов, исследование целой группы Интернет – ресурсов, а также данные из ежегодных Государственных докладов Роспотребнадзора.

Итоги Рейтинга сводятся в таблицу, в которой субъекты распределяются в трех «цветовых группах» по уровню защищенности потребителей (в зависимости от набранных баллов):

«Красный» уровень – низкая защищенность.

«Синий» уровень – средняя.

«Зеленый» уровень – высокая степень.

Публикуется Рейтинг в виде итоговой трехцветной таблицы с указанием количества баллов каждого субъекта.

Со всеми рейтингами ОПР можно ознакомиться здесь 

Какие выводы позволяет сделать Рейтинг - 2018?

Первый. Существует явная тенденция к снижению уровня защищенности потребителей в Российской Федерации. Количество субъектов, находящихся в группе с низким уровнем защищенности потребителей, постоянно увеличивается. В Рейтинге-2014 году таких субъектов было 16, в рейтинге-2016 – их стало 18, а в рейтинге-2018 эта группа увеличилась до 31.

При этом есть хотя и незначительные, но положительные тенденции – группа субъектов с высокой степенью защищенность потребителей имеет тенденции к увеличению. Если в Рейтинге-2014 их было только 9, то в Рейтинге-2018 уже 16. Это говорит о том, что, в ряде субъектов органы власти уделяют системное внимание вопросам защиты прав потребителей в контексте социально-экономической стратегии развития своего региона.

Второй. Система правового информирования и консультирования граждан, как потребителей в субъектах, в основном, не создана.

В материалах «круглого стола» – очень показательные данные.

Напомню, о чем я говорил в начале - о главное цели Рейтинга – правое просвещение и информирование потребителей – оценить уровень и помочь его повысить.

Третий. Эффективность взаимодействия и координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в субъектах остается на низком уровне.

То есть Региональная система защиты прав потребителей в большинстве субъектов, как единый механизм, не работает или не существует.

В целом – тревожные тенденции. Как они будут менять, покажет уже Рейтинга – 2020.

Ознакомиться с итогами Рейтинга – 2018 и более подробно с его Методикой и иными материалами можно на сайте ОПР.

Алексей Корягин – главный редактор АИП ОСОКА, председатель Объединения потребителей России

Последние новости
Речные круизы бывают разными или не бывают
Суд удовлетворил иск Роспотребнадзора. Пострадавшие получат более 1 млн. рублей [»]
Февральский подкаст председателя ОПР
Основная тематика – Практика общественной деятельности [»]
ОПР о практике борьбы с фальсификатом
В Общественной Службе Новостей состоялась пресс-конференция [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов